Технологии производства и встраивания дорожных материалов постоянно развиваются, и практически каждый год мы слышим как минимум о нескольких новых решениях. Тем не менее, стоит сознательно выбирать тип технологии для конкретных условий и потребностей с учетом полного жизненного цикла поверхности. Поэтому это относится не только к строительству дороги, но и к ее текущему ремонту — вплоть до этапа разрушения, что требует полной реконструкции.
Дорожные покрытия можно разделить на: гибкие и жесткие. Восприимчивые поверхности — это в основном битумные поверхности, а жесткие — из цементобетона. Кроме того, в городских районах часто выделяют проницаемые покрытия из «экологических» бетонных блоков или ажурных бетонных плит.
Поверхности битума являются наиболее распространенным видом строительства на дорогах общего пользования. Вероятно, это связано с большим опытом подрядчиков по строительству дорог из минерально- асфальтовых смесей. Преимущество этих дорог с восприимчивой структурой, как следует из их названия, заключается в возможности деформации под воздействием движения и оседания грунта.
Однако гибкость битумных структур является преимуществом только в случае небольших деформаций, в то время как при очень высоких давлениях от транспортных средств или в случае большой неконтролируемой деформации почвенной среды в них возникают серьезные деформации, значительно влияющие на уровень безопасности движения.
Битумные конструкции состоят из верхних слоев асфальтобетонных смесей (абразивного, связующего, основного основания) и нижнего основания заполнителя, под которым может находиться дренажный слой, например, из песка (или других дополнительных слоев поверхности).
Каталог марок дорожных покрытий также позволяет создавать полужесткие конструкции, то есть битумные (эластичные) слои на основе недеформируемой жесткой основы из бедного бетона или грунта / заполнителя, стабилизированного / связанного цементом или другими дорожными связующими.
Однако на практике такие структуры подвержены отраженным трещинам. Отражающие трещины возникают, когда в результате естественных процессов возникают цементные трещины и трещины в бетонных или цементно-связанных конструкциях. Эти трещины вызывают трещины в верхних битумных слоях, что, в свою очередь, облегчает проникновение дождевой воды и снега в конструкцию. На более поздней стадии вода проникает в трещины бетона, и замерзание приводит к ее дальнейшей деградации, что, в свою очередь, вызывает прогрессивные трещины в битумных слоях. Этот процесс, если он не остановлен вовремя, приведет к полной деградации поверхности.
Дороги с жесткой конструкцией из цементобетона до сих пор не пользуются популярностью среди инвесторов и дизайнеров.
Бетонные покрытия действительно сложнее сделать, а иногда и дороже, чем их битумные аналоги, но их большим преимуществом является долговечность, которая превышает даже 50 лет. Конструкции, восприимчивые во многих случаях, требуют ремонта после нескольких лет эксплуатации, тогда как жесткие поверхности могут функционировать без капитального ремонта даже через 15-20 лет и более.
Бетонные дороги очень устойчивы к постоянным деформациям, которые чаще всего возникают на битумных дорогах в виде колей, стоков, волн и т. Д. Это связано с двумя причинами. Прежде всего, цементобетон гораздо менее чувствителен с точки зрения жесткости и прочности к переменным атмосферным факторам по отношению к минерально-асфальтовым смесям. Вторая причина связана с методом распространения напряжений от движения на восприимчивых и жестких поверхностях. В случае битумных масс напряжения распространяются в структуру под углом, близким к 45 °, тогда как в бетонных покрытиях единичное давление на грунт намного меньше. Это связано с тем, что цементобетон поглощает очень большую часть напряжения, распространяя его по всему объему.
В случае дорожного строительства на участках грязи, повреждение обеих поверхностей может быть различным. Бетонные плиты будут дольше противостоять преувеличениям, однако после превышения предельной прочности они будут ломаться, что может привести к их давлению.